?

Log in

No account? Create an account

abc_piar


Пиар от а до я.

Пиар в жж


Previous Entry Share Next Entry
Проблемы и перспективы Российской модернизации конца XX - начала XXI века (отрывки из книги)
rafael_astra wrote in abc_piar
Вечерний ПиаР.
(Продолжение)

                                        ГЛАВА 5
           ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ПРОБЛЕМА  «СИСТЕМЫ»

В первом десятилетии XXI века Россия оказалась в довольно выгодных условиях. Значительные средства, накопленные за период сверхвысоких цен на нефть, позволили в 2008 – 2009 годах избежать серьёзных экономических потрясений, вызванных мировым финансовым кризисом.

Россия, возможно, стоит в преддверии «экономического чуда». Огромные средства, получаемые от продажи сырья (прежде всего -нефти и газа), направляемые на технологическое обновление и развитие наукоёмких производств, способны вывести Россию на совершенно новый уровень экономического и технологического развития. Научно-технический потенциал, доставшийся от Советского Союза, не был утерян полностью в трудные 90-е годы и достаточное (а не «остаточное») финансирование, позволит России сконцентрировать у себя наиболее перспективные, высокотехнологические производства, повысить качество отечественной продукции.
Если в 90-е годы прошлого века Россияне предпочитали импортную продукцию отечественной, то сейчас ситуация начала меняться. Особенно после того, как производство практически всех Западноевропейских (а также – Японских и Южнокорейских) брендов было переведено в Китай, Малайзию, Тайвань и т.д., где качество производимых товаров оставляет желать лучшего, Российская продукция постепенно стала набирать авторитет у отечественного потребителя. А если говорить о продуктах питания, то здесь Российская марка уже давно стала приоритетней импортной.
Казалось бы – в ближайшем будущем нас ждёт «экономическое чудо», процветание, выход на новый уровень развития, но… есть одно «но»!
Государственная система остаётся тяжёлой, неповоротливой, крайне не эффективной, насквозь пропитанная коррупцией! И, хотя на самом высшем уровне звучат призывы к борьбе с коррупцией, и не просто призывы, но и требования, и обещания, и клятвенные заверения – коррупция продолжает процветать. Да – идёт борьба! Но коррупция теряет отдельных членов, но не свою суть. Даже сам премьер В.В. Путин признал в одном из своих выступлений, что для полного искоренения коррупции необходимо снять с должностей каждое должностное лицо… «а кто тогда будет управлять государством?» - тут же задался вопросом премьер!
И действительно! Радикальное (но и самое действенное) решение проблемы коррупции приведёт к сбою в работе всех систем управления, поскольку это негативное явление настолько глубоко вжилось в Государственную систему, что борьба с ней – это борьба с самим Государством. Приведу такую аналогию: некоторые паразитические черви настолько вживаются в организм хозяина, что подменяют собой часть жизненно важных функций. Удаление такого паразита оперативным путём невозможно – это приведёт к потере значительной части организма самого «хозяина» и, как следствие – его смерть. Поэтому, борьба с коррупцией в существующих условиях невозможна! Возможна лишь видимость такой борьбы. Перефразируя профессора Преображенского из бессмертной повести М. Булгакова «Собачье сердце», могу сказать: «когда я слышу, как президент Д.А. Медведев или премьер В.В. Путин призывают чиновников бороться с коррупцией – я смеюсь! Это значит, что каждый из них должен лупить сам себя по затылку!»
Бороться с коррупцией надо! Но радикальный, революционный, способ её искоренения (я имею в виду бунт) неприемлем, а эффективная борьба с ней в рамках существующей системы – невозможна! Поэтому, сейчас складывается особая ситуация в развитии Российского Государства: с одной стороны – мощная материально техническая база для развития высокотехнологических производств, огромные финансовые ресурсы, поддержка самых высоких Государственных чинов (Президента и Премьер-министра), создающие все предпосылки для «экономического чуда», «технологического прорыва». Но с другой – Государственная бюрократическая система, сплошь коррумпированная,  тормозящая нормальное развитие и экономики, и науки и технологий,  использующая благоприятные для страны условия для личного обогащения. Чем выше цены на нефть и газ, чем активнее развивается экономика России, тем меньше рост благосостояния простых граждан и больше доходы чиновников и олигархов.
Дальнейшая модернизация России без реформирования системы невозможна. Не смена власти, как к тому призывают оппозиционеры, а именно смена Государственной системы. Однако, решиться на такую радикальную реформу ни одна политическая сила не может. Уж слишком тесно срослась коррупция с государством. Настолько, что любые попытки ущемления её могущества (от кого бы они не исходили),  будут ею немедленно пресечены.

ПРОБЛЕМА «УПРАВЛЕНИЯ»

В силу своего исторического развития и географического положения, в России сложился принцип централизации власти для более эффективного управления государством.
Любое государство (кроме мифологических «Утопий») нуждается в аппарате управления. Развитие такого аппарата в России привело (ещё в XVIII веке) к созданию бюрократической машины, которая не только не совершенствовалась для государственных интересов, а наоборот – подчиняло государство под свои интересы и амбиции.
Реформирование аппарата государственного управления, сокращение штатов бюрократической «советской» системы – одно из основных задач, которую ставили новаторы КПСС в период «перестройки». О «раздутости» штатов в министерствах и ведомствах говорили «неформалы», критикуя Советский Союз, «социалистический строй»,  и политическую систему.
Но реформы 90-х годов, как уже говорилось выше, отбросили Россию в раннее средневековье. В том числе и по эффективности управления. Чиновников стало больше, бюрократической волокиты – тоже, коррупции – больше. И не случайно сейчас, через двадцать лет после начала «Гайдаровских» реформ, власть (Президент и Премьер-министр) продолжает требовать от министерств и ведомств сокращения штатов, борьбу с «бумажной» волокиты, искоренять коррупцию. Эти проблемы не исчезли в результате реформ, а наоборот – стали ещё больше!
По самым скромным оценкам, в бюрократическом аппарате современной России занято около 12% работоспособного населения. Это не просто много – это катастрофически много! Даже высокоразвитая страна не может себе позволить «кормить» такую армию чиновников. Расходы на них – астрономические! Двенадцать миллионов чиновников со средней зарплатой в 10 000 рублей (приблизительно, хотя и эта цифра занижена в разы), выходит, что в месяц государство тратит на них 120 миллиардов рублей, а в год – почти полтора  миллиарда!!!
Если кто-то думает, что расходы Государства на бюрократию – это только огромные средства на их зарплату, тот ошибается. Зарплата  – только часть затрат. Здания, которые они занимают, евроремонт помещений, текущий ремонт, расходы на отопление, электроэнергию, на приобретение лицензионных компьютерных программ, приобретение и обслуживание самих компьютеров. Кроме того – автопарк, обслуживающий чиновников! А это и бензин (причём высокооктановый, следовательно - дорогой), и техническое обслуживание, и запчасти, и амортизация стоимости самих автомобилей (а это - как правило - дорогие иномарки бизнесс-класса). Кроме того (в некоторых случаях) - бесплатная форменная одежда. Всё это обходится Государству в такую «копеечку»!!!
И если бы это работало на благо! Но ведь нет – вся эта система работает как тормоз! Она не только отвлекает людей от работы для поиска нужных справок, стояния в очередях и согласования по инстанциям какой-то проблемы, иногда даже незначительной.  Эта система имеет возможность решать свои проблемы не правовыми методами (т.е. с помощью взяток или протекционизма «нужным» людям) в ущерб общим интересам. И возможность эта используется сполна.


ПРОБЛЕМА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА


Одна из проблем России – отчуждённость граждан (из которых состоит государство и общество) от власти. Власть существует сама по себе, сама решает свои проблемы, сама по себе обогащается, и её представители (относительно спокойно) занимают свою нишу в государственно-капиталистической иерархии. Рядовые граждане – сами по себе. И существуют, и выживают, а некоторые даже умудряются жить зажиточно. Но, между властью и гражданином лежит наиглубочайшая пропасть. Россияне могут проявлять активное участие среди равных, но чураются  любого участия в общественной жизни. Высокая коммуникабельность и взаимопомощь в рабочем коллективе, среди друзей, соседей и родственников, и низкая, почти нулевая «гражданская» активность.
Когда она появилась? Какие силы заставили Россиян дистанцироваться от государственных и  общественных проблем? Над историей и причинами этой проблемы можно долго рассуждать. Нас интересует другое: а именно - как преодолеть отчуждение личности от государства и создать гражданское общество?
Согласно Теории Общественного Договора, индивидуум, для которого естественным является желание полной и неограниченной свободы, жертвует часть своих свобод, для получения взамен гарантий безопасности (как для себя, так и для своей собственности) от государственных органов. Если существует гармония между тем, что пожертвовал индивид и тем, что он получил взамен  – «договор» работает, общество стабильно развивается. Если такой гармонии нет, если государство даёт своему гражданину меньше, а требует больше – стабильное развитие прекращается. В таком случае, либо назревает социальный взрыв,  либо происходит отчуждение личности от государства. Именно это и происходит в России.
Гражданская позиция – это не только «противостояние власти». Это контроль над властьпредержащими. Как гласит народная мудрость: «под лежащий камень вода не течёт». Только тогда, когда граждане высказывают свою позицию во всеуслышание (а не на кухне или в рабочей курилке), и не просто высказывают, а требуют, только тогда можно ожидать положительную реакцию.
Многие склонны считать, что причиной низкой гражданской активности в России является наследие тоталитарного Советского периода. Во времена Сталинизма, любое недовольство не только властью, но и отдельным Советским чиновником со стороны рядового гражданина, рассматривалось как контрреволюция и вредительство, и наказывалось крайне сурово (вплоть до расстрела). Впоследствии, когда такие «драконовские» методы были отменены, возможность протеста граждан против Советской власти также рассматривалась как антисоветская деятельность, хотя и наказывалась уже мягче (например - психбольницей).
Однако, период «перестройки и гласности» (отменивший порочную практику наказания за высказывания своих взглядов, несовместимых с официальной), дал только кратковременный и неясно выраженный период относительно высокой гражданской активности. С падением Советского Союза и началом «шоковой терапии» гражданская активность снова свелась к нулю,  (исключая отдельных её проявлений, не ставших нормой). Странно, но сегодня, когда власти реагируют на массовые выступления граждан, когда журналисты готовы подхватить любое интересное событие, такие выступления крайне редки. Это совершенно не означает, что граждане вполне довольны существующей системой власти – в курилках и на кухне продолжаются сетования на беспредел чиновников, несовершенство власти, на несправедливое перераспределение природных ресурсов и т. д. Но выйти на пикеты или демонстрации с плакатами никто не хочет.
И это (с одной стороны) странно, поскольку возражения по типу: «это ничего не даст», «мы ничего не сможем», «от этого ничего не изменится» - уже не имеют смысла. Опыт уже имеющихся массовых гражданских выступлений говорит об обратном. Тогда почему же гражданская активность остаётся на очень низком (катастрофически низком) уровне? Сетовать на «советское» воспитание тоже не приходится  - молодёжь, выросшая в постсоветское время уже довольно взрослая, но и она крайне неохотно проявляет свою гражданскую позицию.
Причину следует искать в системе государства. Командно-административная система на протяжении веков создала в России стойкую традицию разделения власти (вернее – «политической элиты», стоящей у власти) и народа. Индивидуум в такой системе пребывает в замкнутом пространстве личных или узкокорпоративных интересов. Представители власти (административного «аппарата») существуют в своей среде, закрытой от посторонних глаз. Там свои правила – взаимопомощь, протекционизм нужным системе людям, лоббирование интересов родственников и друзей, занимающихся бизнесом и т.д. Имея реальные рычаги управления, связи друг с другом на своём (неофициальном) уровне, государственные чиновники самоорганизовались в почти подпольную организацию, в некое «государство в государстве», внутри которого все проблемы решаются быстро и всегда положительно. Их мир – «закрытый ящик», внутри которого течёт тайная жизнь во благо «своих» и за счёт «остальных». Это там сосредоточена вся власть – и экономическая, и политическая и даже (отчасти) судебная (поскольку судьи – тоже чиновники и представители системы).
С другой стороны – простые граждане, не являющиеся частью командно-административной системы. Мир, в котором живут они – выживание в поставленных условиях. Поскольку государство (в лице чиновников) отгородилось от гражданина в «закрытый ящик», рядовые граждане так же самоотсторанились и существуют в своём мире -  мире, где надо выживать не надеясь на государство (узурпированное чиновничеством).
Теория общественного договора проявилась в новой форме - а именно: «я не мешаю власти (политическим элитам), а власть пусть не мешает мне (о чём я должен сам позаботиться), пусть наживаются чиновники, обкрадывая государство, но и я от того же государства возьму для себя хоть немного».
Возможно, что я ошибаюсь, но предположу – разрыв между гражданином и Государством в России произошёл из-за того, что «ментальность» Россиянина не совпадает с принципами Государственного управления, заимствованные Иваном III из «Золотой орды».

Модернизация в России (как и в любом другом государстве) может проходить в интересах лишь тех социальных групп, которые не только принимают в ней участие, но и контролируют её ход. А поскольку рядовые граждане самоотсторанились от этого процесса, то и модернизация страны проходит не в их пользу. Наивно думать, что административно-чиновничий аппарат, проводящий и контролирующий модернизацию России, станет проводить её в интересах чуждых социальных групп, тем более – в ущерб своим.
Можно ли «разорвать порочный круг»? Конечно можно! Для этого необходима смена системы. С командно-административной - на самоорганизующуюся «снизу» (продолжение земской реформы). Естественно, встаёт вопрос – кто (или что) сможет стать инициатором смены системы. Тем «локомотивом», что переведёт процессы модернизации «во благо рядового гражданина», из простой «говорильни» в реальность? Смена системы возможна либо волевым решением сверху, либо революцией снизу.
Каким образом в современной России возможна смена системы «сверху»? Естественно, что для этого необходима воля руководства. Но современная политическая элита находится в довольно комфортных условиях, её благосостояние связано с доходами государства, которые растут и будут расти, несмотря на мировой финансовый кризис. У «элиты» нет проблем, чтобы их решать кардинальной сменой системы. Пробиться к высшим государственным должностям политическим силам, не связанных с административно-чиновничьей системой круговой порукой и взаимопомощью – нереально. Любой кандидат в Президенты или в Премьер-министры, не угодный «системе», будет немедленно нейтрализован на самой ранней стадии.
Для революции «снизу» также нет причин, прежде всего из-за слабости гражданского общества и отчуждённости интересов гражданина от интересов государства. Кроме того, «система» предоставила Россиянам широкий выбор «отвлечений»: телесериалы, «жёлтая пресса», оккультизм, алкоголь, и т.д. Социальная напряжённость, порой всё же возникающая, снимается авторитарными способами (приехал Путин и всё решил). Ни о какой «революционной ситуации» (во всяком случае – против системы), речи быть не может. Имеются отдельные «несогласные», но их процент укладывается в статистические рамки несогласных в любом стабильном обществе. Но если и возникнет напряжённость в обществе, её легко перенаправить на ложный путь – решение национального вопроса.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Исторически сложилось так, что Россия сформировалась как многонациональное и многоконфессиональное государство, аналогов которому в мире нет. Другие страны либо монокультурны, либо не развивались на огромные территории. Поэтому в национальном вопросе России не на кого ориентироваться и нет возможности изучать чужой опыт.
Но национальный вопрос для России крайне актуален.
Национальный вопрос поднят на знамёна Российскими националистами, и совершенно игнорируется другими политическими силами. Но если мы говорим о модернизации России, о превращении её в высокоразвитую страну с перспективой на будущее, нельзя забывать и о том, что «модернизация» должна учитывать многоконфессиональность и многонациональность населения.

По национальному признаку, 80% Россиян – русские. Однако этнически, многие группы, которые по национальности относятся к «русским» - отличаются друг от друга. Донские казаки имеют более восточные черты лица, чем жители центральной России. Сибиряки имеют свой особый говор.
Принудительная ассимиляция, предлагаемая некоторыми «горячими головами» из русских националистов – не приемлема. Так же, как и раздел России на несколько государств. На этой идее следует остановиться поподробнее.
Поскольку Россия, как государство, не имеет аналогов, предлагается трансформировать огромную Россию в несколько государств по национально-территориальному признаку и развивать каждое из них по алгоритму уже существующих стран:
Во-первых – центральная Россия. Мононациональное русское государство, развивающееся по примеру Европейских стран (Германия, Франция).
Во-вторых – Северный Кавказ. Конфедерация исламских государств по аналогии с Арабскими Эмиратами.
В-третьих – Волжская Булгария. От Волги и до Урала, частью Западной Сибири – исламское, но светское, прозападное Государство (по примеру Турции).
В-четвёртых – небольшое, но  самостоятельное Казачье государство Донских и Кубанских казаков на юге, своеобразный буфер между Центральной Россией и Северным Кавказом. Так же, как и Центральная Россия – государство западноевропейского типа, но с учётом казачьих традиций.
В-пятых – Сибирское Государство (средняя и северная Сибирь, Чукотка), основанное по принципу США. Канады или Австралии. То есть государство эмигрантов, освоивших новые территории. Коренные народы – в резервации, все пришлые национальности - на равных условиях, что достигается путём упразднения национального деления.
Южные районы Сибири и Дальний Восток (Магаданскую область включительно) предлагается уступить Китаю.
Кроме того, предлагается провести массовое переселение народов на их историческую родину. Например, из центральной России на Кавказ – всех «кавказцев», из Кавказа в Россию – всех русских. Либо – принудительная ассимиляция. Таким радикальным способом предлагается решить «проклятый» национальный вопрос.
Подобные предложения по искусственному расчленению России, можно было бы «пропустить мимо ушей», если бы не одно обстоятельство. А именно: такие мысли озвучивают как прозападные «либералы», так и «националисты-патриоты».
«Либералы» видят в расчленении России возможность приведения государства к общим для Западной Европы стандартам. Отсутствие проблем с управлением огромными территориями сделает возможным создание эффективных государственно-управленческих структур, прозрачность управления, а главное – прямое копирование Западноевропейского опыта. «Патриоты» - возможность создания монокультурного государства в интересах титульной нации (русских), что позволит эффективно (по их мнению) сохранять, защищать и развивать национальные интересы, без оглядки на интересы других национальностей.
Недальновидная национальная политика федеральных властей вполне может привести:
1.     К отделению Северного Кавказа (которое будет воспринято русскими как решение проблем с «кавказцами» и терроризмом в России);
2.     К отделению Дальнего Востока и Сибири по «Косовскому» сценарию, т.е. планомерное заселение мигрантами из Китая с последующей борьбой за независимость и присоединением к Китаю;
3.     К развалу России как мультикультурного государства;
В результате, Россия исчезнет с мировой арены.


Одна из основных проблем современной России – коррупция. И бороться с ней бесполезно, пока не будет гражданской активности. Система власти в России такова, что какой бы харизматичной личностью ни был глава Государства, какие бы твёрдые и решительные меры он не предпринимал, пока коррупционерам не начнёт противостоять общество (гражданское общество), коррупция будет сильнее любой власти, любого, даже самого гениального правителя. Ибо коррупция – часть самой системы, причём системообразующая. Всё остальное – приложение к коррупции. Для кардинального перелома в борьбе с коррупцией необходима смена системы, на что ни одна власть, ни одна политическая сила (во всяком случае - та, которая существует в правовом поле), никогда не решится.

(Продолжение следует)

Оригинал взят у rafael_astra в Проблемы и перспективы Российской модернизации конца XX - начала XXI века (отрывки из книги)