abc_piar


Пиар от а до я.

Пиар в жж


Previous Entry Share Next Entry
Проблемы и перспективы Российской модернизации конца XX - начала XXI века (отрывки из книги)
rafael_astra wrote in abc_piar
Вечерний ПиаР.

(Продолжение)


ПРОБЛЕМЫ ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

То, что Россия запоздала в своём развитии (по сравнению с Западной Европой) играет и положительную роль. Западная цивилизация, за свою историю, накопила немало ошибок, в том числе и системного характера. Анализ этих ошибок для своевременного их купирования – одна из задач современной России.

Постиндустриальное общество было предсказано ещё в 70-х годах XX века. Её смысл вытекал из логики развития общества индустриального – повышение доли занятых в сфере информации (до 90 % и более) и уменьшение занятых в производстве (до 10% и менее, а в сельском хозяйстве – менее 1%). Примерно такое же соотношение между высоко- и низко- квалифицированными работниками. И всё это -  за счет автоматизации и роботизации производства (землекоп превратится в оператора землекопной машины). В начале XXI века, постиндустриальное общество в США и Западной Европе действительно начало формироваться, но совершенно на других принципах. Основой её стала не автоматизация и роботизация (т.е. технологическое совершенствование и замещение ручного труда роботами), а вывод производства в страны Юго-восточной Азии с её дешёвой рабочей силой. Общество потребления перестало само финансировать своё потребление, доверив это другим странам.
В результате сложилась ситуация, когда развитые страны (прежде всего США) оказались в заложниках у развивающихся стран (например - Китая). Бурный рост экономик стран Юго-восточной Азии и возрастающая зависимость от них Запада (который в погоне за прибылью лишился национального производства), в конце концов, породил финансовый кризис 2008-го года, выход из которого так и не был найден. Все меры по преодолению этого кризиса направлены только на то, чтобы отложить решение проблемы на более поздний срок.
Далее - демографические проблемы Западной Европы. Повышение доли высокообразованных работников и занятых в сфере информации, породило дефицит низкоквалифицированной рабочей силы, которая восполнилась за счёт мигрантов из других стран, весьма далёких от Европы по ментальности. Причём, эти мигранты не вливаются в «общеевропейскую семью народов», а сохраняют свои азиатские или Африканские обычаи и традиции, дистанцируясь (иногда демонстративно), от культуры и обычаев «принимающей» страны. Другими словами, западноевропейские страны стали наполняться людьми, которые осваивают Европу по принципу: «в чужой монастырь со своим уставом», рассматривая новое место жительство не как новую Родину, а как колонию своей исторической Родины.
Ответная реакция – рост националистических настроение среди этнических Европейцев (прежде всего молодёжи), рост популярности нацизма и неонацизма, и, как следствие – ускорение процессов деградации.
Ещё одна проблема Западной Европы – падение духовности. Западное общество – это общество рыночного потребления, создающее и рекламирующее только востребованные индивидом блага. Духовные ценности никогда не являлись для человека первоочередными,  более того – вступали в конфликт с личностью, поскольку подавляли её стремление к свободе. Поэтому, западная цивилизация, провозгласившая приоритет личных свобод, развивала ценности материальные, которые развращали человека, превращая его в бездуховный и безнравственный субъект. Результат -  замкнутость западноевропейского обывателя на личной выгоде, отчуждение детей и родителей, разрушение института семьи, что ведёт к демографическому спаду.

ДЕГРАДАЦИЯ И «РАСЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ» ЧЕЛОВЕКА В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Но главная проблема – это деградация личности в Западноевропейской цивилизации. В философской антропологии появился новый термин – «расчеловечивание человека». Сущностные качества этого явления раскрыл В. Букреев (Израиль). Приведу его тезисы полностью:
«1. Вечная и неизменная человеческая природа стала неустойчивой, подвижной. Рождается гибрид с психическими отклонениями, повреждённым генофондом, считающий себя здоровым. Моральные, психические, физические несовершенства выставляет напоказ, протаскиваются в жизнь под видом индивидуальности, демократии, мультикультурности. Исчезла критическая самооценка, а вместе с ней – способность к разделению истинных и ложных форм культуры.
2. Потеря естественных различий между полами. Исчезает чувство пола, извращается естественная натура. Мужчины ведут себя подобно женщинам, а женские привычки приобретают мужскую окраску. Обновление характера и привычек видится в смене пола, в подражательстве противоположной натуре.
3. Неадекватность поведения. На слабые социальные раздражители – бурная реакция, а сильные воздействия (ущемление прав и свобод, современные формы рабства), напротив, воспринимаются спокойно, особенно, при материальной компенсации. Не разум, но эмоции управляют поведением, которое становится непредсказуемым.
4, Историческое беспамятство. Несчастное сознание отбрасывает корни, традиции («предрассудки») в пользу сиюминутной пользы, личной выгоды. Практический разум, потеряв связь между прошлым и будущим, отказывается от целей и смыслов. Мировая история распадается в сознании на ряд фрагментов, не связанных друг с другом. Принцип релятивизма вытеснил вечные ценности культуры. Мироощущение становится пессимистическим. Доверия к прогрессу нет. Иллюзии приобретают устойчивость привычек: ига ради игры, мысль ради мысли, религиозная вера для имиджа, свобода для свободы. Не одухотворённый разум выказывает постоянную заряженность на симуляцию, скандал, глумление над возвышенными идеями. «Своя правда» подаётся в качестве всеобщего интереса, под видом добра и блага вколачивается в сознание общества.
При отсутствии смысла не отличишь героя от насильника, святое от блудничного, истину от лжи, войну от приключения, любовь от забавы. Появляются понятия «симуляционная демократия», «манипулятивное право», «политические игры». Рождается абсурдная практика реформирования: строить и одновременно разрушать недостроенное. Раскаяние о зле отсутствует. Нет меры ни хвале, ни хуле.
5. Сведение высших форм жизни к упрощённым формулам: духовной – к биологической и телесной, нравственности – к вседозволенности, блага – к спокойствию и наслаждению. Лихие хирурги от науки, опережая друг друга, предлагают рассматривать продолжительность жизни «счастливой комбинацией клеток». Упрощённое поведение и мышление и трактуются умением жить, а греховность становится нормой поведения. Главное – умение подать, презентовать себя в выгодном свете. Самообман, иллюзии, ложные ценности культуры заменяют подлинное творчество. Вырваться из их оков, даже сознавая эфемерность своих установок, человек не в состоянии. Он или становится «игроком с тысячью лиц», или же реальность для него растворяется в потоке «несчастного сознания» (З.Бауман), деструктивных изменений психики» (Ж.Батай).
6. Искажённое поведение сопровождается деформацией речи, вычурностью и ложью. Своемерие, недисциплинированность мысли приводят к психологическому самоотравлению, порождают привычку жить в виртуальном мире.»Слово для слова, а не для дела – вот наша бледная немочь. Уберите слово – рухнут государство, культура, человек» (Д.Мережковский).
7. Интерес к живой жизни и общению подменяется тягой к мёртвым вещам. Мир отелеснивается и омертвляется. Успех сводится к владению вещами и стремлению властвовать. Над слабым разумом господствуют внешние обстоятельства, диктатура Знака (торговой марки, имени политика, престижа государства). Больной человек идёт убивать не во имя жизни, а потому что сам погиб. В этом отличие от прошлых поколений.
8. Отказ от своего имени под флагом обновления имиджа. Древние поколения стремились «создать себе имя». Современники в поисках новых ролей меняют фамилии, имена, отзываются и на клички. Отречение от имени во имя иллюзий успеха есть духовная смерть, потеря внутренней сущности, способ самоотчуждения от истории. Категории «общества», «прогресса», «святости» выбрасываются за ненадобностью (З.Бауман, С.Бест, Д.Ваттимо, Б.Смарт). Культура, истина, бытие объявляются такими, какими их назовут «авторитетные» комментаторы. Человечество обнаруживает у себя «волю к забыванию» (Л.Гандги), «волю к завоеванию» (Клоссовский), «злую волю» (Гваттари).
9. Обожествление личной независимости. Такова сущность телесного субъекта. Общественная природа сознания перерождается к стремлению к одиночеству. Человек, даже создавая семью, хочет быть свободным и счастливым в одиночку. Погоня за свободой имеет целью получение наслаждения и власти. Отравление властью не осознаётся формой сумасшествия, но – личным успехом. Иллюзия свободы оборачивается пессимизмом, пародированием всего и вся.
Итог расчеловечивания: иррациональные силы зла распускают крылья. Неведомые прежним поколениям психические страдания фиксируют генетические нарушения. Отступления от духовной природы сопровождается поломкой психических механизмов саморегулирования. На горизонте маячат и физические уродства. Духовная шизофрения (условное название множественных поломок естественной натуры) – новая реальность, в которую погружается одинокое и безнравственное существо. Безумец уже не Чужой для общества, но Свой. Это не «пограничная ситуация» между здоровым и нездоровым, о которой говорят медики и психиатры. Патология – норма. Оппозиция духовного и телесного вызвала к жизни столкновение двух гигантов: «вселенского начала» (инстинкта жизни) и «мирового хаоса» (инстинкта смерти). Психика вот-вот взорвётся. Патологический тип накопил столько негативной энергии, что разбудил в себе палача. Более того, изменил биологическую и физическую картину мира в целом. Его злая воля приобретает глобальные масштабы. Терроризм срастается с наркоманией, политическим и религиозным фанатизмом, Национализмом, расизмом. Напрасно профессионалы-недообразованцы, занимаясь самообманом, пытаются бороться по отдельности с уголовной преступностью, терроризмом, религиозным фанатизмом. Всё это – звенья одной цепи, в которой бессмысленно выделять лёгкие и тяжёлые формы наркотиков, финансовый и физический терроризм, легальные и нелегальные формы преступности. Глубины психики уже не поддаются просветлению разумом. Никакая война с терроризмом не покончит с ним окончательно, если не возродить в человеке высшую духовно-космическую природу, задавшую прежним поколениям образцы героико-романтического, нравственно-эстетического и просто разумного поведения.
Патологический тип вместе с историческими предшественниками превратил жизнь в абсурд. «Своей правдой» вызвал к жизни ложные формы культуры, сняв покров святости. Последние, в свою очередь, извлекли из глубин бессознательного грозные стихии Космоса, усилив иррациональность бытия. Этот «революционер наоборот» (по Достоевскому) со своеобразной установкой на власть и насилие провоцирует природные катаклизмы. Биосфера перестаёт нормально дышать, пульсирует аритмично, задыхается от технологического насилия и агрессивных устремлений. Под влиянием темной энергетики мирового зла Запад мечтает о «золотом миллиарде», а Восток тешится идеей создания «всемирной исламской республики». Обе стороны изобретают «культуру смерти», взяв на вооружение супертехнологии и нанотехнологии. На этом фоне прошлые грехи (эгоизм, деньги, конкуренция) вспоминаются сладким сном.»[1]

К процитированному тексту могу только добавить несколько своих рассуждений.
Первое. Причина, вызвавшая «расчеловечивания» человека, в Западной культуре появилась не вдруг, а была заложена всем ходом истории Западной Европы. Её анализ – тема для исследований многих поколений учёных. Для России, история которой отличалась от Европейской, процессы деградации и «расчеловечивания» человека актуальны настолько, насколько Россияне «прогибаются» под Западные ценности. Здесь важно отметить существенный разрыв в «европеизации» жителей Российской провинции и столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) и, как следствие – различные темпы деградации.
Второе. Россия – многонациональное и многоконфессиональное государство. Причём, Ислам и Буддизм – это не пришлые религии, принесённые с собой мигрантами (как в Западной Европе), а религии народов, исконно населявших территории, вошедших в состав России. В отличии от католической и протестантской церкви, потерявших духовность в угоду обывателям и идущим у них на поводу, Православие (тем более Ислам и Буддизм) отстаивают духовные ценности, являясь центром сопротивления процессам деградации и «расчеловечивания» личности.
Например: в то время, когда Западная церковь венчает однополые браки (по существу узаконив на церковном уровне тяжкий грех содомии), в России отношение к гомосексуалистам и лесбиянкам остаётся крайне отрицательным, причём не только на религиозном, но и на бытовом уровне. Но это, однако, в провинции! В столицах (в Москве и Санкт-Петербурге) нетрадиционная ориентация становится нормой, причём активно пропагандируется «лжекультурой», заменившей культуру на эстраде, кино и телевидении. Но Россия – это не только Москва и Санкт-Петербург, хоть там вместе и проживают более 15% Россиян.
Третье. Самый верный путь к деградации – праздность. А праздность – удел богатых, причём не тех, кто нажил богатства трудом «в поте лица своего», а всякого рода мошенников, сколотивших своё состояние на прямом или косвенном обмане других (коррумпированных чиновников, махинаторов с недвижимостью и финансами, и т.п.). Но подавляющее большинство Россиян живёт либо за чертой бедности, либо на грани её. Именно в силу своей бедности они не имеют возможности вести праздный образ жизни, прожигать лёгкие деньги и жить «в своё удовольствие». Как это не кощунственно звучит, но именно бедность спасает большинство Россиян от быстрой деградации и «расчеловечивания».
Культ праздности далеко не единственное оружие против истинной природы человека. Существенный вклад в развитие и углубление процессов деградации вносит телевидение. Являясь наимощнейшей силой, формирующей внутренний мир человека, телевидение в странах Западной Европы (а в постсоветское время и в России) превратилось в средство оболванивания и зомбирования личности, изменению её природы и превращения в новую, совершенно уродливую форму. С телеэкранов по десяткам различных каналов идёт мощный поток негативных эмоций: бесталанные сериалы, голливудские (и схожие с ними) фильмы, пропагандирующие агрессию, страх и похоть, «базарные» ток-шоу, низкопробный юмор и сплетни о «знаменитостях».
Не отстают и другие виды искусства. Например - кинематограф, который, обретя в России свободу от партийной цензуры, довольно быстро утратил свою самобытность и стал подражать далеко не лучшим традициям Голливуда. Насилие, кровь, «обнажёнщина», «похабный» юмор заполонили кино- и телеэкраны. Российское кино и телевидение, так же, как и Западное, стало пропагандировать самые низменные чувства, рекламировать праздный образ жизни, агрессивность, сексуальную развращённость и принижать (вернее – уничтожать) духовные ценности. Прежде всего - институт семьи и брака, толерантность в межличностных взаимоотношениях, скромность и целомудрие в отношениях между полами, трудолюбие как основу благосостояния.
Что касается музыкальной эстрады (а вернее того, во что она превратилась), то здесь слова излишни! Вакханалия греха и бескультурья!
Однако, Россияне, в силу своей исторической духовности (а также – из-за бедности подавляющей части населения), деградируют довольно низкими темпами, сохраняя (особенно в провинции) свою человеческую природу. Конечно, не следует обольщаться – если не принять меры, процессы деградации и «расчеловечивания» наберут обороты и догонят «западные» стандарты.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что Россия, пусть не намного, но всё же отстаёт в движении к полной деградации личности, от Западноевропейской цивилизации. Во всяком случае, есть реальные шансы вовремя остановиться и, осмыслив всю патологию Западного пути развития, пересмотреть свои ориентиры. Сделать это будет не просто, поскольку процессы, ведущие к «расчеловечиванию» человека приятны и вызывают чувство комфорта, в то время как процессы духовного развития индивидуума и её переход на новый, более высокий уровень, связан с трудностями, дискомфортом, необходимостью прилагать усилия над собой, порой на грани человеческих возможностей. Но именно так возможно дальнейшее развитие человека, как особой, динамичной части живой материи, запрограммированной на гармонию материального и духовного мира.
К этому можно добавить ещё два вида деградации:
1. «Люмпенизация», нарастающая в России катастрофическими темпами. Я имею в виду «обескультуривание» самых широких слоёв населения. Многие считают её причиной алкоголь. А алкоголизм – национальной Российской традицией. Но проблема значительно глубже.
2. «Мещанизация»,  о которой я говорил в статье «Размышления о Российском мещанстве».

К проблеме «расчеловечивания» человека, выведенную В.Букреевым, я бы добавил ещё одну очень важную, но до сих пор замалчиваемую проблему - превращение искусственно созданной (взамен естественной) среды обитания человека в доминирующую над ним субстанцию, заставляющую самого человека изменяться и подстраиваться под неё. Человек живёт в созданном мире, питает его своими делами. Вся его жизнь проходит внутри этого мира и ради него. Новый окружающий мир, созданный для облегчения труда, для комфорта, уже не просто «не работает» на естественные потребности человека, а требует «подстраивания» под себя самой человеческой природы.  В Западноевропейской цивилизации главное не Человек, как часть природы, а искусственно созданная среда обитания, в которой Человек рассматривается только как потребитель «удовольствий».
Среда обитания человека становится не только всё более удобной и комфортной, но и всё более агрессивной как по отношению к дикой природе, так и к самому человеку. Она ломает и уничтожает хрупкую гармонию биосферы, заменяя её техническими и технологическими новшествами. Увеличение выброса «парниковых» газов, безудержная разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, вырубка лесов, культивирование генномодифицированных растений – не самое страшное. Куда страшнее превращение человека в раба своих созданий, прежде всего - того образа жизни, который он сам создал и культивирует.
Подстраивание биоритмов и эмоционально-психологических процессов под технократическую реальность уже недостаточно. Уже ведутся разговоры об изменении самой физической сущности человека. Я имею в виду возможности имплантирования в мозг человека микрочипов, позволяющих на совершенно новом уровне использовать возможности мозга для повседневной жизни в технократическом обществе, соединение в единую сеть (наподобие интернета) и создание «супермозга». И всё это преподносится как «улучшение» человеческой природы, создание «сверхчеловека».

Как считал Ф.Ницше, «современный человек – это переходное звено между животным и сверхчеловеком». Но путь этот сложен и тернист. Пройти его – не лёгкая задача. Куда проще свернуть назад, к животным инстинктам. Для человека - это и проще, и приятнее. Западный путь развития, провозгласивший ценность личности и подстроивший все другие ценности и цели под желания отдельного индивидуума, пошёл на поводу у «животного» начала, отказавшись от духовных ориентиров «сверхчеловека».




[1] В. Букреев. Проблема человека в современной философской антропологии. Вестник Российского философского общества. №3(39) Москва. 2006 г.

(Продолжение следует)
Оригинал взят у rafael_astra в Проблемы и перспективы Российской модернизации конца XX - начала XXI века (отрывки из книги)

promo abc_piar february 10, 2013 17:22 372
Buy for 20 tokens
Вечерний пиар Знакомьтесь топ-блогер nemihail Добро поЖЖаловать на страницу неизвестного блоггера Нефедова ...пишу с ошибками, читаю по слогам. Так начинается дневник блогера , ставшего популярным в жж.Все блоги , ну практически все , попадают в ТОП ! Дружелюбный человек. Несмотря на…

?

Log in

No account? Create an account