rafael_astra (rafael_astra) wrote in abc_piar,
rafael_astra
rafael_astra
abc_piar

Проблемы и перспективы Российской модернизации конца XX - начала XXI века (отрывки из книги)

Вечерний ПиаР.

(Продолжение)


                               ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМНОСТЬ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

РОССИЯ И ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

Если рассматривать условия, приведшие Западные страны  к экономическому процветанию, следует вспомнить саму историю Западной Европы.
Действительно, благополучие Западной Европы сформировалось не сразу, ей предшествовал долгий процесс становления. Эпоха ренессанса, реформаторства, промышленной революции, колонизации, период становления капитализма, социал-демократического движения за права рабочих. Вследствие всех этих исторических процессов и сформировались те правовые и экономические нормы, государственные институты, заложившие основы для экономического благосостояния основной массы населения во второй половине XX века.

Говоря о современном «Западе» следует помнить, что он до сих пор не однороден в своих достижениях. Кроме достижений, в нём имеются и проблемы, имеющие подчас системный характер. Но Западные страны не стоят на месте, не «почивают на лаврах», как это может показаться. Идёт постоянная борьба идей. Либеральный рынок в 50-е годы XX века сменился Социал-демократическим (в США это произошло в 30-е). Вначале 80-х, когда ресурс Социал-демократической экономической политики был выработан – произошло возрождение либеральных рыночных отношений. Во второй половине 90-х снова назрел кризис, выходом из которого стал перенос производства в страны Юго-восточной Азии с её дешёвой рабочей силой.
Но в России, восприятие Западноевропейской культуры (во всяком случае - начиная с Советского периода), происходит через идеологический фильтр. Официальная пропаганда СССР преподносила Западную цивилизацию, как ожившую свой век, как загнивающее и бесперспективное общество. Доказательств этому было предостаточно – Западные издания сами публиковали критические статьи о своих проблемах, карикатуры на недостатки, которые охотно перепечатывали Советские издания, как бы говоря - «Смотрите, сами европейцы понимают ошибочность своего строя!», одновременно делая упор на успехи социалистического строя. В конце 80-х, начале 90-х вектор идеологической пропаганды поменялся на противоположный. Теперь Запад представлялся идеалом, непогрешимым совершенством, а все недостатки, проблемы, стоящие перед Западными странами умалчивались. И, наоборот - в Советском периоде России виделись только негативные черты, а безусловные позитивные моменты игнорировались.

Россия прошла несколько другой путь, чем Запад. Не было периода ренессанса (возрождения ценностей древнегреческой культуры, ставящей во главу угла человека). Не было классического становления капитализма, периода первичного накопления капитала, социал-демократического движения (сформировавшего «гражданское общество»). Развитие частнособственнических амбиций запоздало до конца XIX века (реформы Александра II). Следует вспомнить и об «общинном землепользовании», и о поздней отмене крепостного права для крестьян.


ОСОБЕННОСТИ  РОССИИ

Если говорить об отличии России и Западной Европы, то следует, прежде всего, отметить различие в отношении граждан к обществу и Государству.
Европеец воспринимает общество, как группу индивидуумов, связанных «общественным договором» - правовыми нормами (правами и обязанностями, исходящими из закона), а Государство – как гаранта законности. Россиянин видит окружающих, как членов одной большой семьи, связанных друг с другом понятиями долга и справедливости, а Государство – как гаранта справедливости. Для Европейца всё, что сделано по закону (пусть даже несправедливому и впоследствии отменённому) – легитимно. Россиянин же воспринимает всё через призму справедливости, не по «праву», а по «правде» оценивая результат. Например, итоги приватизации Российский народ никогда не признает легитимными, поскольку «делёж» огромной общенародной собственности был проведён мошенниками в свою пользу, хотя и в полном соответствии с тогдашним законодательством.[1]
Приведённое выше описание следует воспринимать именно как различие «Запад – Россия», а не как «Запад – Восток», поскольку для «Восточного человека» свойственен иной взгляд на мир, отличный и от Западного, и от Российского. А именно: восточный человек видит окружающий мир, как иерархию, в которой каждый (в том числе и он) занимает определённую ступень. Его отношение к другим индивидуумам определяется через призму этой иерархической лестницы: он будет преклоняться перед тем, кто стоит выше его, и снисходителен к тому, кто ниже.
Ещё одно отличие Западной ментальности от Российской следует разобрать чуть более подробнее. Но сначала вспомним о двух кардинальных различиях «Запада» и «Востока»,  а именно – ценностных приоритетах. Для «Запада» исключительную ценность имеет человек, как отдельная личность, созданная «по образцу и подобию Божьему». Всё остальное (общество, Государство, традиции, окружающая природа) рассматривается только как инструмент самореализации индивидуума. Для «Востока» главные ценности – общество, традиции, природа, которые созданы «свыше» и не подлежат изменению. Человек рассматривается как необходимый элемент для поддержания стабильности в мире, т. е. в обществе, Государстве, окружающей природе.
Но Россия стоит на рубеже двух миров – Запада и Востока. В ментальности Россиян хитроумным способом сплетены элементы как Западной, так и Восточной ментальности. И это ведёт к «кризису выбора». По какому пути развивать модернизацию в России? По Западному (по примеру стран Западной Европы)? Или Восточному (Япония и Южная Корея)?
«Прозападные» реформаторы видят причину «тормозящего момента» Российской модернизации в «Восточной» ментальности Россиян. «Патриоты» пытаются убедить Россиян в том, что им показаны только формы «Восточного» менталитета (общинность, необходимость «жёсткой руки»,  и т.д.). В результате, ни те, ни другие не поддерживаются основной массой Россиян. Модернизация «зависла в воздухе», поскольку нет ни одной силы, ни одной идеологии, которая учитывала бы все особенности России и сплотила бы широкие слои вокруг достижения поставленной цели -модернизации.

И, если говорить об отличии России от Западной Европы, то следует усвоить, что у Россиян иное мышление. И проверяется на очень простом тесте.
Представьте себе плакат с тремя картинками. Сверху – большая, на которой изображена обезьяна (горилла). Внизу – две маленьких. На одной изображён Белый медведь, на второй – гроздь бананов. Вопрос: с какой из двух нижних картинок у Вас ассоциируется верхняя? Почти все Россияне отвечают, что Горилла у них ассоциируется с бананами. И как может быть иначе – они не понимают. Но почти все Европейцы утверждают, что Горилла у них ассоциируется с Белым медведем! Здесь дело в разности мышления. Россияне воспринимают предметы комплексно, в их связи друг с другом. Какое отношение имеет обезьяна к бананам? Она их ест. А к Белому медведю? Никакого! Европейцы воспринимают предметы отдельно. Кто такая Горилла? Животное! Кто такой Белый медведь? Животное! Что такое бананы? Растение! Как можно ассоциировать животное с растениями им не понятно!
Из этого теста легко понять, насколько сильно Россияне и Европейцы отличаются друг от друга по мышлению.



               МИФ О СЕРВИЛЬНОСТИ

Некоторые учёные, говоря о проблемах Российской модернизации, о сложностях восприятия Западноевропейского опыта «свободной личности», указывают на сервильность Россиян. Сервилизм – «раболепие», преклонение перед жёсткой властью в сочетании с неуважением к человеку, прежде всего - к самому себе. Вот как это выразил Н. А.Некрасов:

         Люди холопского званья,
          Сущие псы иногда,
          Чем тяжелей наказанье,
          Тем им милей господа.

В качестве доказательства сервильного комплекса приводится ностальгия некоторой части Россиян о времени сталинских репрессий. Однако, если разобраться, то в данном случае, тоска по «сильной руке», не является проявлением рабской психологии. Во-первых, среди «сталинистов» нет ни одного репрессированного. Во-вторых, «сталинисты» ностальгируют по репрессиям не по отношению к себе, а по отношению к другим. Они не говорят: «Сталина на НАС нет»! Они говорят: «Сталина на НИХ (коррумпированным чиновникам, взяточникам, деградирующим личностям, современной молодёжи) нет»! Другими словами, репрессий они желают не себе, а другим. А это уже не рабская психология, которая желает «сильного правления» для себя лично, и преклоняется перед насилием именно над собой.
Другим проявлением сервильности Россиян считается их низкая гражданская активность. В Западной Европе – эта активность очень высока – свободные люди в свободных странах свободно выражают своё мнение по поводу тех или иных событий: демонстрации и пикеты в защиту прав и свобод в своей стране, или в других странах, мнения иногда предвзятые, часто (как правило) навеянное агитацией Средствами Массовой Информации. В России на пикеты и открытые акции решаются либо граждане, доведённые до отчаяния, либо отдельные активисты (пассионарии). Подавляющая масса Россиян никакого желания высказать свою гражданскую позицию не проявляет. И это многими «западниками» расценивается как проявление сервильности[2].
Однако, не всё так просто. Низкая политическая активность – это ещё не «раболепие» перед властьпредержащими. Советская система в «застойные» времена сформировала гражданина, отчуждённого от власти, но, всё же, свободного (пусть даже в пределах заводской курилки или домашней кухни). Человек был пассивен в общественной жизни, но дома, с близкими друзьями, мог обсуждать любые проблемы, слушать запрещённого Высоцкого, «Машину времени» и др.
И ещё. В СССР, среди рабочих (в том числе и самых низкоквалифицированных), как правило, не было «преклонения» перед начальством. Даже справедливое наказание воспринималось ими с обидой, а не с мазохистской удовлетворённостью, свойственной «рабу».
Сервильному комплексу свойственно, прежде всего, неуважение к частной собственности. В конце XIX, начале  XX века таким было отношение крестьянина-общинника к отделившимся от общины «единоличникам». Труд единоличника оказался намного эффективней труда общинника и, следовательно, выше были его доходы и уровень жизни, что вызывало зависть.




[1] Законы были написаны Российскими прозападными реформаторами (и их американскими советниками) под мошенников в надежде на то, что народ примет Западноевропейский менталитет, и признает присвоенную олигархами собственность легитимной.
[2] О проблемах Гражданского общества в России речь пойдёт дальше
(Продолжение следует)
Оригинал взят у rafael_astra в Проблемы и перспективы Российской модернизации конца XX - начала XXI века (отрывки из книги)
Subscribe

  • Пример мужества и героизма наших учителей!

    26-летняя учительница английского Эльвира Игнатьева погибла при стрельбе в Казани, пытаясь спасти ребенка. Девушка оттолкнула ребенка и встала на…

  • Любопытное о сантехнике

    1. Почему крышки люков круглые? Круглая крышка люка не может провалиться через его круглое отверстие, в то время как квадратная крышка люка может…

  • 10 полезных советов как обмануть свой мозг

    Человеческое тело удивительно сложный механизм. Порой оно доставляет нам массу неудобств, но есть несколько полезных советов, как можно управлять им…

promo abc_piar february 10, 2013 17:22 394
Buy for 30 tokens
Вечерний пиар Знакомьтесь топ-блогер nemihail Добро поЖЖаловать на страницу неизвестного блоггера Нефедова ...пишу с ошибками, читаю по слогам. Так начинается дневник блогера , ставшего популярным в жж.Все блоги , ну практически все , попадают в ТОП ! Дружелюбный человек. Несмотря на…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments